ОБЭРИУТЫ. Творение мира

Проект «Русская поэзия XX века»

ОБЭРИУТЫ. Творение мира в двух частях.

Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий. Назвав себя «Объединением реального искусства» – сокращенно ОБЭРИУ – в конце 20-х годов прошлого века они отказались от традиционных форм творчества и, став последними русскими авангардистами, обрекли себя на тяжелые испытания. «Они были в тисках 30-х годов. В самое несвободное время эти поэты умудрялись быть свободными. Выдумали свой мир, по правилам которого они жили, чтобы быть в этом мире свободным», – рассказал режиссёр –постановщик спектакля Дмитрий Касимов.

В основе сюжета — их дневники, письма и воспоминания близких.

Новаторов прошлого играют бунтари современные. Так, роль Даниила Хармса исполняет рок-музыкант Николай Ротов

В основе спектакля один из сложных поэтических материалов XX века – творчество и теоретические изыскания писателей и поэтов «Объединения реального искусства», которые, по традициям проекта «Русская поэзия ХХ века», дополнены контекстом: историческими фактами, атмосферой в стране 1930-х, нашедшими отражение в дневниках и письмах героев.

В этот раз документальную канву составляют исключительно женские воспоминания подруг и жен поэтов, пытавшихся по крупицам сохранить творческое наследие своих мужчин. Усложняется материал тем, что до нас не дошли многие произведения обэриутов, и мы не можем в полной мере раскрыть законы их поэтики. Но что мы знаем: они хотели очистить искусство от прежних смыслов, считали, что слово и смысл предметны, поэтому столкновение смыслов должно выражать новый предмет (отсюда алогичность сюжета, кажущиеся бессмыслица и чепуха); все должно подвергаться сомнению, чтобы получился новый смысл; человек – воплощенное противоречие (аналог христианского отношения к Христу как к богу и человеку в одном лице).

Появление обэриутов было естественным для послереволюционной России – они пытались гармонизировать хаос нового рождающегося мира, и ненужным, даже опасным для строгой советской системы 30-х годов. Практически все из них подверглись репрессиям в конце 30-х, кто-то погиб на войне, а архив по большей части был утрачен в блокадном Ленинграде.

«Надоело мне сидеть, захотелось полететь» Актеры театра-студии «Жизнь» показали спектакль «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» Дмитрий Касимов определяет жанр спектакля, рассказывающего об обэриутах, как «творение мира в 2-х частях с эпилогом». «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным», – как-то написал Александр Сергеевич Пушкин, и мы последуем этому принципу.

Что мы видим на сцене?

Мучительную попытку сотворения мира абсурда, главным образом, старыми средствами: мы уже видели стол в центре, пляски на нем, поэтический угар. Тема «Кабаре» – развеселые танцы в ожидании расплаты за прожигание жизни – общая для искусства XX века. Она уже не раз использовалась и режиссером в проекте «Русская поэзия ХХ века».

Действующие лица и исполнители:

  • Даниил Хармс — Николай Ротов
  • Николай Олейников — Артем Патрушев
  • Александр Введенский — Александр Алферьев
  • Николай Заболоцкий — Дмитрий Касимов
  • Екатерина Заболоцкая — Юлия Родионова
  • Тамара Липавская, Эстер Русакова, Ольга Берггольц — Анастасия Афанасьева
  • Анна Ивантер, Елизавета Бам — Анастасия Романова
  • Елизавета Фохт, Елена Тагер — Эвелина Величко
  • Алиса Порет, Галина Викторова — Наталья Комарова
  • Зинаида Райх — Юлия Родионова

Идея, постановка, сценография и музыкальное оформление — Дмитрий Касимов

Хореограф — Александр Фролов

Художник масок — Ирина Завадская

Художник по свету — Нина Батенина

Камерный театр

16 сентября, в 17:30